Русский язык труден, но очень красив

14.06.2019 Редакция газеты 0

Мы наизусть знаем многие его произведения и даже в повседневной жизни часто цитируем. Встречаем времена года строками: "Мороз и солнце! День чудесный!" или "Унылая пора, очей очарованье...". Подходим к зеркалу с фразой: "Я ль на свете всех милее?" и даже, когда строгий начальник ругает нас за не сданный вовремя отчет, говорим коллегам: "Выпьем с горя, где же кружка?". Чьи это строки, каждый знает - Александра Сергеевича Пушкина. 6 июня отмечался Пушкинский день России: день рождения "солнца русской поэзии", родоначальника русского литературного языка. Пушкина часто называют основателем русской литературы, поэт имеет своих почитателей почти во всех уголках нашей планеты. О великом русском поэте, значении его творения в современной жизни, русском языке рассказывает в интервью учитель русского языка и литературы Зимовниковской средней школы № 1 Eлена Васильевна Сиволапова:

- Eлена Васильевна, что значит для Вас быть педагогом?

- Всегда гордилась своей профессией и ни разу не пожалела о том, что почти сорок лет назад сделала выбор - стала учителем русского языка и литературы. Учитель не создает материальных ценностей, не делает мировых открытий, не совершает подвигов, но всегда верит в то, что это могут сделать когда-нибудь его ученики. Меня радует, что дети видят во мне не только учителя, а человека, которому они доверяют, могут рассчитывать на понимание и поддержку.

- Не секрет, что представители молодого поколения не очень-то любят читать. Может и должен ли учитель решать проблему чтения? Должен ли он научить ребенка не только понимать текст, но и любить читать?

- Да, современные дети читают мало, а некоторые вообще не берут в руки книгу. Eсли в младшем и среднем звене изучаются произведения небольшие по объему и практически прочитываются на уроке, то в старших классах учитель, анализируя произведение, должен быть уверен, что текст прочитан всеми самостоятельно. В практике учителей словесности в нашей школе применяются современные приемы и технологии обучения литературе, дети и учителя готовят компьютерные презентации, создают творческие проекты, но одна школа решить проблему приобщения к чтению не в состоянии. Вижу, как мамы покупают красочные книги и читают их своим крохам. А потом куда пропадает общение со своими детьми через книжку? Подросли - к телевизору и компьютеру. Привить любовь к чтению в век компьютерных технологий сложно. До введения EГЭ выпускники писали сочинения, это подталкивало читать хотя бы программную литературу. Но ясно одно: нечитающий человек не сможет грамотно выразить свою мысль.

- А что Вы думаете о реформах образования, особенно в сфере русского языка? Неужели лучшим умам человечества нечем больше заняться, как придумывать, как правильно ставить ударение в слове "йогурт" или "кофе" сделать средним родом?

- Педагоги-стажисты с недоверием, а иногда, прямо скажем, с неудовольствием относятся ко всякого рода экспериментам в образовании. Убеждена, должны быть единые требования к нормам русского языка. - Каких авторов современной литературы Вы рекомендуете своим ученикам помимо того, что предлагает учебная программа? - Программы и учебники по литературе менялись несколько раз, но неизменной остается классика: Пушкин, Лермонтов, Гоголь и т. д., и это правильно. В. Астафьева, В. Распутина, Б. Васильева уже нельзя назвать современными писателями, но их имена, их проза еще долгое время должны быть востребованы, если мы хотим воспитать Человека, и лучшие нравственные качества в нем. А что касается суперсовременных авторов, то отношение к их творчеству противоречивое и неоднозначное.

- Вы согласны с тем, что русский язык - единый язык русской нации, но одновременно это и язык международного общения в современном мире?

- Любой язык - это отражение культуры целого народа, его нравственных ценностей. Наш язык входит в число наиболее важных языков планеты. Но, взаимодействуя с другими языками, он испытывает на себе влияние извне, не всегда положительное: засоряется иностранными и жаргонными словами, но это уже вопросы культуры.

- Eлена Васильевна, как Вы относитесь к тому, что в бывших советских республиках, особенно в Прибалтике и Украине, стали притеснять русскоязычное население, считая его оккупантами?

- Что касается Прибалтики и Украины, мне кажется, что они вправе на государственное самоопределение, вправе считать государственным свой национальный язык. Но вместе с тем должны с пониманием и уважением относиться к русскоязычной части своей страны, для которой родной язык - русский.

- Александр Сергеевич Пушкин характеризовал русский язык как "язык гибкий и мощный в своих оборотах и средствах", "переменчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам..." Так ли это?

- Это, действительно, так. И признается не только русскими: большинство величайших творений слова в мире создано русскими писателями и поэтами. Учитель на примере одного стихотворения может показать, насколько богат, точен, эмоционально выразителен наш язык, как красивы, певучи и, главное, понятны всем своей легкостью и гениальной простотой слова, из которых складываются строки. Учим детей находить изобразительные средства, осмысливать их роль. Иностранцы говорят, что для изучения русский язык труден, но и признают, что он очень красивый.

- Спасибо за беседу. Надеюсь, что подрастающее поколение со хранит "русскую речь, великое русское слово".