Pop-up
Твои люди, район

Память жизни

В беседе с людьми преклонного возраста всё чаще вспоминается одна старая аллегория: «Жизнь человека подобна рисунку, нарисованному угольком на листе бумаги, который со временем, теряя свою полноту, контрастность и четкость линий, становится всё прозрачней и прозрачней». В памяти ещё хранится ряд событий, переживаний, открытий, но связать их в единую линию прожитых лет день за днём всё сложнее и сложнее.

Вот и в беседе с Назаренко Фёдором Павловичем, которому 13 мая исполнилось 90 лет, сообразность упомянутой аллегории в очередной раз обнаружила себя. Родился Фёдор Павлович на Украине, в Запорожской области. В 1934 году вместе с семьёй, отцом и матерью он переехал к родственникам в хутор Петровский близ станицы Кутейниковской. Из воспоминаний раннего детства сохранил Фёдор Павлович образы, связанные со школьной учёбой да работой на селе. Времена нелёгкие были — коллективизация, голод. Сам ход истории обязывал Фёдора Павловича уже с десяти лет зарабатывать на хлеб насущный. Жатва ли, сенокос — везде требовались рабочие руки. То сено на воз наваливать да в стога его сметать, то сжатые колосья хлеба на обмолот возить. Когда быками, а когда и на конной упряжке: «На лошадях оно, конечно, приятней было» — улыбается Фёдор Павлович.

Eдва исполнилось Фёдору Павловичу 12 лет, как началась война. Память о том времени мозаична, в чувствах преобладало утомительное напряжение и страх неопределённости. Впрочем, иногда возникала и надежда. Как-то, когда немецкие войска уже подступали к Зимовникам, увидел Фёдор Павлович, как бесчисленную колонну вражеских грузовиков и бронетехники, проходившей неподалёку от Кутейниковской, атаковало звено советских штурмовиков. С одной стороны, и страшно было — как-никак взрывы, стрельба, но, с другой, и радостно — дали наши «прикурить» фашистам. В самом хуторе немцы не останавливались, появлялись время от времени, заедут, пограбят — у кого курицу или гуся, у кого поросёнка. В основном людей теснили полицаи да немецкий прихвостень староста. В феврале 1943 года, вскоре после освобождения Зимовников, отец был призван на фронт, а уже в ноябре того же года мама получила на него похоронку.

После войны Фёдор Павлович некоторое время работал молотобойцем в местной кузне, пока не перебрался в Кутейниковскую, откуда вскоре был призван в армию. Службу проходил на Украине во Львовской области, по ходу службы окончил водительские курсы и получил права. С тех пор профессия водителя стала основной для Фёдора Павловича.

Сразу после демобилизации и прибытия домой Фёдор Павлович устроился водителем в детском доме станицы. Проработав шесть лет, перешёл «шоферить» в колхоз, где и трудился практически до самой пенсии. Будь то уборочная кампания, стройка или ещё какие работы, всё Фёдор Павлович без устали и отдыха за баранкой. За это время, как и подобает человеку, обзавёлся семьёй. Дети, хозяйство, печали-радости — в общем всё, как у всех. Лишь за четыре года до пенсии он вынужден был по состоянию здоровья оставить любимую работу и перейти слесарем-газовиком.

Сегодня, в день своего девяностолетия окружённый уважением и заботой своих детей, внуков и правнуков Фёдор Павлович получает их поздравления. Впрочем, не только родные и близкие спешат его поздравить в этот день. К общему хору голосов со своими пожеланиями и поздравлениями присоединились и глава администрации Зимовниковского сельского поселения, глава Администрации Зимовниковского района, губернатор Ростовской области и даже Президент России. В свою очередь, и коллектив редакции газеты «Степная новь» также поздравляет Фёдора Павловича и желает ему крепкого здоровья и дальнейшего благополучия!

3