Одной дорогой с читателями

11.01.2019 Редакция газеты 0

Мы часто пишем о других и очень редко - о себе.

Всегда сомневались, а интересно ли будет читать о нашей редакционной "кухне", в которой мы "варим" информации, интервью, репортажи и ставим все это на газетные полосы, общаемся с читателями. Как рассказать о своей работе? Пошли от обратного. Обычно в опросе газеты "Степная новь" участвуют наши читатели. В этот раз мы решили сделать все наоборот. Корреспонденты привыкли "мучить" вопросами своих собеседников. Пришло время поменяться с ними ролями и самим ответить

на вопросы читателей.

Кто меня заказал?

Светлана Костюченко, главный редактор:

- Моя журналистская дорога длиною без малого в 25 лет. За эти годы вопрос "Кто меня заказал?" слышала не раз, будучи и корреспондентом, и главным редактором. Узнает журналист о каком-нибудь безобразии, выясняет, собирает факты, мнения, изучает документы, берет комментарии, пишет материал... Мы проверяем его на "искобезопасность" и публикуем в газете.

В день выхода номера начинается буря в стакане воды. Обиженный герой или героиня, врываясь в редакцию, кричат с порога: "Кто меня заказал?". Мы не успеваем и рта раскрыть, как он (она) называет пару-тройку конкурентов, если дело касается бизнеса, бывшую жену (мужа) и ее (его) родственников, если речь идет о семейной драме, подчиненных, если конфликт интересов лежит в плоскости трудовых отношений. И все наши доводы, что редакция не по заказам работает, а исключительно в общественных интересах отлетают, как горох от стенки. Герои топают ногами, грозят, что пожалуются сильным мира сего, что найдут на нас управу в прокуратуре и в суде. Но строгого судью не обвинишь, что он работает по заказу.

Вам это надо?

Прочитать небольшую заметку можно минуты за три - четыре. А для ее подготовки требуется, порой, не один час или день. Запросить все необходимые документы, встретиться и пообщаться с героями публикаций, записав в блокнот или на диктофон все "за" и "против", взять комментарий у специалистов по проблеме. При этом иногда приходится выслушивать: "А зачем вам это надо? Лучше об этом не писать. Вы же не контролирующий орган, чтобы представлять вам документы".

Приходится объяснять, что мы, журналисты, имеем полное право ознакомиться с тем или иным документом. Долго и упорно убеждать, что написать о проблеме нужно. И что это надо не лично мне, а нашим читателям. Пусть лучше они узнают из газеты, где будет разложено все по полочкам, чем будут думать, гадать и сплетни собирать. А когда все готово, и газета вышла в печать, еще раз убеждаешься: надо. Надо, чтобы докопаться до сути и всегда быть в теме. Надо, потому что иначе не можешь. Иначе не интересно.

Откуда знаете?

Ирина Колесникова, внештатный корреспондент:

"Алло, вам звонит корреспондент "Степной нови", хотим получить комментарий...". "Откуда вы уже все знаете?", -удивляется собеседник.

На такой вопрос есть дежурная фраза: работа такая. И она в полной мере соответствует действительности.

Конечно, у нас нет сети информаторов, как в детективах и сериалах про полицейских. Зато у нас есть хорошие знакомые, неравнодушные жители района, читатели газеты. Позвонили и сообщили. Порой, это ничем не подтвержденный слух, но с этого момента журналист начинает проверять информацию. Начинаются бесконечные звонки, поиск нужной информации из самых разных источников. Приходится преодолевать сопротивление тех, кто не хочет вмешательства прессы в свои дела. Не всегда о проблеме или каком-либо событии сообщают в редакцию. Сам корреспондент в постоянном поиске информации. Идешь по улице по своим личным делам, ага, здесь красивые фигуры из снега слепили, может получиться небольшая зарисовка. А здесь - непорядок.

Мозги не устают?

Юрий Заруднев, внештатный корреспондент:

- Читатели, знакомые и друзья довольно часто задают мне один забавный вопрос: "Как можно писать? У вас мозги не устают?".

Признаюсь, еще как устают! Время от времени меня даже посещает чувство, что мозг и вовсе умер. Например, когда друг за другом отписываешь пять и более информации по совершенно разным темам. Да еще когда подать их нужно как ресторанное блюдо - оригинально и "с изюминкой". Кажется, что после такой работы ты уже не способен выжать из себя ни строчки, ни слова. Ан нет! Сядешь за рабочий стол, постучишь упрямо клавиатурой, и за одним словом тут же торопится другое, за предложением предложение, за абзацем абзац. И вот он - готов материал.

Eсли говорить об этом феномене на языке литераторов, журналистов тоже посещает муза. Как говорит одна моя знакомая, залетает птица-говорун. В такие моменты понимаешь своим "больным" мозгом: "Да на мне еще пахать и пахать!" Только вы не говорите об этом нашему главному редактору.

Зачем реклама?

Оксана Холодова, менеджер по рекламе:

- Надоела ваша реклама, никто ее не читает, - недовольно бурчат некоторые подписчики, получая газету в редакции.

- Вы только представьте, - отвечаю им, - не будет рекламы, не будет у редакции денег, не будет денег - не на что печатать газету. И где вы новости узнаете? Объявления - это не что иное, как коммерческая и социальная информация. И читатели, убеждена, в ней нуждаются. Ведь приятно получить поздравление с днем рождения или свадьбой в газете. Полезно узнать об акциях и скидках в магазинах, найти работу или группы по интересам, товары или услуги, которые вам нужны.

Рекламодатели тоже задают мне вопросы. И самый частый: сколько стоит объявление такого-то размера?. Слышат в ответ, допустим, сумму в 1000 рублей. Дорого? Мои доводы, что совсем недорого, укладываются в простую арифметику. Тираж у газеты 4100 экземпляров, значит, ваше объявление прочитают как минимум двое в семье, а это уже 8400 читателей. Разделим 1000 рублей на 8400. Всего-то 12 копеек за то, чтобы ваше объявление прочитал один читатель.

Без них газету не выпустишь

Варвара Нетребина, корректор.

Она читает журналистские опусы, исправляет наши грамматические, пунктуационные, смысловые и стилистические погрешности, за которые нам бывает стыдно. Варвара Дмитриевна - в прошлом журналист с немалым стажем, сегодня она пенсионерка, но верна "Степной нови" и поныне. Наш корректор читает газету от корки до корки. Должностная инструкция обязывает читать все, даже выходные данные.

Eлена Горбенко, оператор компьютерной вёрстки.

Она знает такие мудреные слова, как кегль, шрифт с засечками, модульная сетка. Написанный журналистом вордовский файл всего лишь текст, а когда он стоит в газетной полосе - это уже упакованный продукт. Так вот, творения журналистов и рекламу "упаковывает" Eлена.

Она день-деньской тихо сидит за компом, глядя в экран с электронной газетной полосой, щелкает мышью. А когда наступает дедлайн и до назначенного часа отправки полос в типографию остается совсем ничего, на плечах оператора появляются невидимые генеральские погоны, в эти минуты он - самый главный человек в редакции.

Ольга Щербакова, главный бухгалтер.

Eсли вы думаете, дорогие читатели, что бухгалтер далек от газетного дела, то глубоко ошибаетесь. Eе работа, как у бойца невидимого фронта, не на виду. Но если она не заключит договор с типографией, не договорится с транспортной компанией, не подготовит все необходимые документы, газета не выйдет. Опять же выписать счет рекламодателям, проверить текст договора...

Чего ей только стоит отследить, сколько ручек и блокнотов журналисты используют за год. Кроме своих узкоспециальных бухгалтерских обязанностей, Ольга Васильевна обеспечивает журналистам надежный тыл.

Анатолий Исаев, водитель.

Профессия водителя в наше время является одной из самых актуальных. Кому повезло, садились за первый в жизни руль маленького детского авто. Те же люди, чьё увлечение, связанное с машинами, с возрастом не прошло, в итоге, как правило, становятся первоклассными водителями. Одним из таких является и водитель нашей редакции Анатолий Данилович. Сколько километров проехали вместе с ним наши корреспонденты, уже и не сосчитать. Он хорошо ориентируется в чужих поселениях и в областном центре.