Твои люди, район

Ровесница века

100 лет — немыслимо великая дата в наши дни. Такой юбилей отмечается нечасто! Но именно завтра, 20 октября, его отметит наша землячка Мария Петровна Зайцева.

С каждым годом становится всё меньше и меньше людей старшего поколения, посвятивших всю свою жизнь возрождению и укреплению нашего района в послевоенные годы. Мария Петровна является одной из них.

Честно говоря, собираясь к ней в гости, мы думали увидеть совсем старенькую женщину, тихо сидящую на стульчике и мало уже что помнящую за свою долгую, насыщенную событиями жизнь. Но всё было совершенно наоборот. Мария Петровна ещё полна сил, её память безупречна, вот только зрение сильно подводит.

Вся жизнь этой женщины прошла в труде, и даже своё долгожительство она связывает с трудом: «Много трудилась, вот Бог мне годочков и прибавил».

Мария Петровна родилась и выросла в хуторе Пенчукове в многодетной семье, в которой она была шестым ребёнком. Отец был сапожник, а мама — домохозяйка, воспитывала 11 детей. Девочка привыкла трудиться с детства: окончила четыре класса школы и сразу же пошла работать.

— Время тогда было тяжёлое, — вспоминает долгожительница. Начальная школа была в нашем хуторе, её я и окончила. Училась хорошо, была прилежной ученицей, но, чтобы продолжить учёбу, надо было ехать в Зимовники. А за что ехать и где жить? Нищета тогда была страшная, надеть было нечего, отец рано умер. Вот и пошла я работать. Сначала пасла телят, сакманы, а в 15 лет пошла работать в колхоз разнорабочей. Там меня и в комсомол приняли. Комсомолкой я была активной. Мы организовали свою агитбригаду и с концертами и выступлениями ездили не только в соседние хутора, но и в райцентре выступали. Народу на наши выступления приходило много. А мы этому были очень рады. А потом мы начали и целые небольшие пьесы ставить и, надо сказать, что у нас неплохо получалось. В семье меня называли «артисткой».

Так и шли годы. В 1940 году меня пригласили на работу в контору колхоза. В те годы наш колхоз назывался «Политотделец».

Жизнь в нашей стране постепенно налаживалась, колхоз креп, но наступило 22 июня 1941 года. Этот день Мария Петровна помнит поминутно с того часа, когда получила телефонограмму о том, что началась кровавая война, которая продлится долгих четыре года.

— Тогда все думали, что война будет короткой, — продолжает свой рассказ Мария Петровна. — Все считали, что сейчас быстро наши солдаты разобьют врага и вернутся домой. На фронт провожали со слезами, но с песнями. У меня трое братьев ушли на фронт, но вернулся домой только один. Сестра старшая тоже была на фронте. А мы крепили тыл. Потом было принято решение эвакуировать из нашего колхоза мелкий рогатый скот и гнать его за Волгу. Меня как комсомолку-активистку тоже отправили вместе с ним в эвакуацию. Путь был у нас очень долгим. Неоднократно мы попадали под бомбёжку и обстрелы, но свою задачу выполнили и доставили скотину до места назначения. Животных мы сдали, а всех нас отправили рыть окопы. Каждый день с утра до поздней ночи мы рыли окопы. Тяжело было, но никто не жаловался и все работали на износ, ведь мы должны были помогать нашим солдатам победить врага. Когда наши войска прогнали фашистов из нашего района, мы вернулись из эвакуации и я пошла на работу в свой родной колхоз.

И снова Мария Петровна окунулась в работу. Работала она и счетоводом, и помощником бухгалтера, и бухгалтером, а после укрупнения колхоза — кладовщиком.

— В 1950 году наш колхоз переименовали в «Путь Ленина» и контору перенесли в хутор Нариманов, — продолжает вспоминать ровесница века. — Так я год ходила на работу в соседний хутор пешком, а это не близко, а потом мы там построились и поселились. Там я и прожила 60 лет своей жизни и вот только три года назад переехала жить к своему племяннику в п. Зимовники. Так случилось в моей жизни, что у меня нет детей, и дети моей младшей сестры для меня, как родные. Я помогала ей их воспитывать. Вот и Алексей для меня, как сын. Сестра моя младшая умерла три года назад, и после этого он забрал меня к себе.

Всё было в жизни у этой женщины за её век. Посулила судьба птицу счастья, да в руки она не далась. Была у неё страстная любовь, да закончилась печально. Возлюбленный Марии трагически погиб ещё до войны. Так личная жизнь у неё и не сложилась.

Прошла вся её жизнь в труде да в общественной работе. За плечами этой женщины почти 50 лет трудового стажа, так это только учтённого, а ещё пять — неучтённого, за трудодни. Достигнув пенсионного возраста, М
ария Петровна ещё более 10 лет продолжала работать и всю жизнь держала хозяйство, в том числе и корову. И если бы была возможность, то она забрала бы её и в Зимовники.

За свой многолетний труд она награждена множеством наград, в том числе похвальными грамотами и благодарственными письмами. Мария Петровна — ветеран труда, труженик тыла. Она — человек, который прожил свою жизнь просто, открыто и честно.

С вековым юбилеем Вас, Мария Петровна!

4